Воспоминания о путешествии на Конжак

Впервые я побывал на Конжаковском камне летом 2011 года. И хоть я полностью разделяю точку зрения Владимира Семеновича о том, что "лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал", Конжак по прежнему манит.

Сегодня пост воспоминаний о том путешествии. Статья была опубликована в газете "Время".

Гора Конжак (а по-правильному — Конжаковский камень) уже давно была у меня на слуху. Знакомые часто упоминали ее в своих рассказах. Кто-то бывал в расположенном неподалеку поселке Кытлым, откуда видно одну из высочайших вершин Уральских гор. Кто-то пытался покорить знаменитую марафонскую дистанцию «Конжак». А мне всегда хотелось узнать, правду ли говорят о невообразимой красоте тех мест. Но вот пути туда никак не было. И, совсем случайно друзья предложили мне: «Давай, Серега, махнем в выходные на Конжак!». Мой ответ предугадать было несложно.

Ежегодно, в начале лета сотни любителей бега пытаются взобраться на отметку 1569 метров по тропе, петляющей по хвойному лесу, горной тундре и каменным россыпям. До вершины спортсмены бегут 21 километр и затем возвращаются в точку отправления. За шестнадцатилетнюю историю марафона рекордным временем преодоления 42 километровой дистанции среди мужчин стало 2 часа 58 минут, а среди женщин — 3 часа 40 минут и 53 секунды. Однако, мы не ставили себе задачу совершить скоростное восхождение. Было решено покорить вершину быстрым шагом и успеть спуститься с нее в этот же день.
Пока нижнетуринцы еще смотрели утренние субботние сны, трое отчаянных туристов погрузили в автомобиль рюкзаки с нехитрым скарбом и отправились в путь. Наша группа состояла людей разной степени подготовленности. Негласное руководство экспедицией взял на себя Иван Жихарев, уже имевший за своими плечами пару восхождений на Конжак, несколько сплавов по рекам и путешествие на Приполярный Урал. Его сестру Алену, несмотря на юный возраст тоже можно смело записывать в заядлые туристы. А вот я не могу похвастать особыми туристскими подвигами. Ребята с некоторой опаской поглядывали на меня — справлюсь или нет?

Через три часа мы оказались в Карпинске. Асфальтированная трасса сменилась ухабистой грунтовкой, стряхнувшей с нас остатки субботнего сна. Наскоро перекусив и бросив автомобиль на поляне, мы вскинули на плечи рюкзаки и отправились в путь. Первой целью похода была таинственная Поляна художников. Как мне позже объяснили, такое название она получила из-за открывающихся с нее шикарных горных пейзажей. Для удобства марафонцев и путешественников на тропе установлены километровые отметки. Поначалу, пока не накопилась усталость от затяжных подъемов, эти таблички с цифрами вселяли в нас уверенность, в том, что мы укладываемся в график. Но постепенно силы иссякали и на заветную поляну мы доплелись, высунув языки. К тому времени у нас иссякли запасы воды и, увидев бьющий из под корней огромного кедра ручей мы припали к его прозрачной воде.

Вода была вкусной, бодрящей и в меру холодной. Подкрепив силы мы поставили палатку, и оставив в ней большую часть вещей налегке отправились покорять вершину. На мой скептический вопрос о том, можно ли здесь оставлять без присмотра вещи, мои спутники лишь рассмеялись. Вскоре я и сам убедился в исключительной доброжелательности гостей этих мест. Все здоровались друг с другом как старые знакомые, интересовались делами, самочувствием и погодой на вершине горы. Я решил поинтересоваться у встречных людей, откуда они приехали. Серов, Нижний Тагил,  Екатеринбург, Челябинск... Даже нижнетуринцев  встретили на склоне Конжака.

Мы взбирались по каменистой тропе, заросшей карликовой ивой, а вокруг было людно, словно на городской улице. Одни туристы уже спускались вниз и смотрели на нас то ли с сожалением, то ли  с завистью. Другие — карабкались по склонам вместе с нами, надеясь до темноты успеть покорить заветную высоту. Многие встречные пешеходы пытались ненавязчиво отговорить нас от подъема, мол, не успеем мы до темноты. Прикинув по навигатору оставшееся расстояние и помножив его на нашу черепашью скорость, Иван решил пробиваться к вершине не по марафонской тропе, огибавшей крутой каменистый подъем, а напрямик. Мы начали тяжелый штурм горы. Выбранный путь был очень коварен. Если возле утоптанной тропы камни лежат довольно устойчиво, то на крутых каменистых развалах метровые валуны неожиданно оказывались «живыми».

Приходилось часто останавливаться на небольшие привалы, позволявшие не только перевести дух, но и насладиться красотой цветущих лугов, величием Иовского провала и безмолвием окружавших его гор. Вскоре на вершине показалась визитная карточка Конжака — огромная металлическая тренога, принесенная и установленная когда-то туристами. Рядом с ней красовались две пудовые гири и металлический крест, высотой с человеческий рост. На часах была полночь, а мы пели и плясали от радости, кричали всему миру «Ура!» и с трудом удерживались на ногах под порывами ветра. Глазу было где разгуляться, на все четыре стороны открывался сказочный вид. Гул ветра в ушах не мог заглушить гробовую тишину тех мест. Звукам на вершине горы просто неоткуда браться. Зато мы отыскали среди камней пятилитровые бутылки с водой, приготовленные заботливыми организаторами прошедшего марафона. Чай «по-конжаковски» был великолепен.

На горы мягко ложилась ночь, а нам предстоял обратный путь к Поляне художников. Спуск с горы оказался не в пример труднее подъема. От прыжков по валунам нестерпимо сводило колени. Вдобавок у нас быстро закончилась вода, и мы слегка сбились с пути. Отгоняя грусть-тоску песнями и шутками, с трудом искали вешки, обозначавшие марафонцам путь. Вы пробовали искать иголку в стоге сена? Вот и мы также в кромешной тьме среди камней искали тонкие палочки с красными тряпочками. В три часа ночи воскресения мы вернулись к родной палатке. Поляна художников жила веселой жизнью. Туристы пели песни, запускали ракеты, а у нас хватило сил лишь на небольшой перекус, после которого все упали спать.

Наутро наша команда поняла, что старалась не зря. В небе бродили солидные тучи и было ясно, что на вершине сейчас совсем не ясно. Надвигалась непогода. А нам еще предстояло на «деревянных» от усталости ногах преодолеть десять километров до автомобиля. И едва мы добрались до него, как по крыше ударили капли дождя.

Осознание того, что покорил высочайшую вершину Свердловской области, пришло ко мне лишь несколько дней спустя. До сих пор жалею, что не нарисовал на белой простыне логотип родной газеты и не установил хотя-бы такой импровизированный флаг на вершине Конжаковского камня. А все потому, что собрались мы в этот поход быстро и во многом спонтанно, как собираются на обычный пикник. А в результате получился полноценный туристский поход.
Оглянитесь. Мы живем в прекрасном горном краю. Кругом множество природных памятников и стоит лишь забраться на них, как взору откроются красоты, которыми не может похвастаться никакая заграница. И все это рядом с домом, в обычные выходные, доступно каждому из нас.

Фоторепортаж похода на Конжаковский камень.