"Победа" дошла до цели

Вчера вернулся из сплава по реке Ляля. Это было второе мое водное путешествие. О впечатлениях я обязательно напишу позже, а пока почитайте о первом моем походе по уральским рекам. с 1 по 3 мая 2013 года мы покатались по пермским речкам Вижай и Вильва. Эта статья уже публиковалась в газете "Время".
 
Куда бегут весенние ручьи? На этот вопрос знает ответ даже малышня, запускающая кораблики в уличных разливах. Маленькие ручейки соединяются в большие и, постепенно набирая мощь, превращаются в гремящие на перекатах бурные реки. Куда в майские дни бегут туристы? Ну, конечно же, к весенним рекам. Утомившись от зимних пеших походов, они снаряжают плоты и катамараны, до отказа набивают рюкзаки провиантом и отправляются в дальние странствия.
 
Традиция весенних сплавов по уральским рекам зародилась в Исовском ФОКе Нижнетуринского ЛПУ МГ несколько десятков лет назад. География речных походов исовчан охватывает уже весь север Свердловской области. В прошлом году в список покоренных рек был записан приток Сосьвы – река Вагран. А в этом году туристы обратили взор к водным артериям соседнего региона.
 
 
 
Святой отец ведёт к новой воде
Водными тропами нынешнего сплава были выбраны пермские реки Вижай и Вильва. Вижай – довольно популярная среди туристов река. Ее название с коми-пермяцкого переводится как «святой отец». Возможно, этим названием реку наградили за кроткий и мелководный внешний вид, который она приобретает летом. Весной же, вскрывшись ото льда, Вижай превращается в опасного демона, таящего в отдельных местах серьезные испытания для гостей.
 
Вижай впадает в реку Вильва. Собирая в себе воды нескольких притоков, более полноводная и спокойная Вильва (от коми-пермяцкого «новая вода») течет до города Чусового. Там она сливается с еще одной популярной туристической рекой - Усьва, которая в свою очередь впадает в знаменитую реку Чусовая.
 
Наш сплав решено было начать от поселка Пашия, где находится одно из самых серьезных вижайских препятствий – Пашийский прижим. В этом месте Вижай делает крутой поворот, существенно сужается, и его прохождение в этом месте довольно опасно для неподготовленных туристов. Конечной точкой похода значился железнодорожный мост на окраине города Чусового. Протяженность маршрута составила 72 км.
 
 
Сплава нам только не хватало
Андрей, Слава, Александр и Сергей. До нынешнего первомая участники этой великолепной четверки успели и по горам побродить, и велосипедные педали покрутить, и на автомобилях по России поколесить. Только в водных походах как-то не довелось поучаствовать. Предводитель исовских туристов Филсон Ахтямов позвал нижнетуринцев присоединиться к их компании. Дважды упрашивать нас не пришлось.
 
 
Транспортные и продовольственные вопросы взялись решать организаторы. Мы взяли с собой лишь палатки, спальные мешки да сменную одежду. Оставалось решить вопрос с плавсредством. Филсон Хакимович предложил нам здоровенную резиновую лодку, однако трехдневное черпание студеной водички с ее дна в наши планы не входило. Хотелось пойти как все, на катамаране. Он и практичнее, и удобнее.
 
Катамаран – штука хорошая, но недешевая. Шестиместный катамаран с комплектом весел и спасательных жилетов грозил вылиться нам в тридцать с лишним тысяч рублей. На помощь нашей молодой команде пришел Комитет по культуре, физической культуре спорту и социальной политике администрации НТГО в лице главного специалиста С.Л. Соломахиной. Комплект снаряжения для водного туризма был приобретен еще в прошлом году и с тех пор лежал нетронутым, дожидаясь очередного городского турслета. Было решено испытать плавсредства в экстремальных условиях.
 
 
Вперёд, «Победа»!
Ранним утром первого мая, когда трудовой народ только начинал наслаждаться выходными, 38 человек уже мчались на автобусе к месту начала похода. Семь катамаранов и куча рюкзаков ехали в отдельном грузовичке. С песнями и шутками добрались до поселка Пашия, выгрузились и под проливным дождем начали готовить свои туристические корабли к постановке на воду. Нашу четверку доукомплектовали молодой семейной парой. Сергей и Оксана уже участвовали в сплавах и поэтому приняли на себя большую часть руководящих функций.
 
 
Накачав «до звона» баллоны катамарана и крепко привязав их к раме, мы нагрузили палубу рюкзаками и в полдень, вместе с остальной флотилией, благополучно отчалили от берега. Но прежде мы дали нашему катамарану название. Этот сплав был посвящен годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Поэтому и судно наше мы назвали «Победа». А чтобы в дороге не случился конфуз из мультика про капитана Врунгеля, когда из-за отпавших первых букв его корабль превратился в «Беду», название писать на борту не стали.
 
Одёжка подкачала немножко
Погода с самого начала не задалась. Дождь, ветер, а потом еще и град… Все это здорово осложняло нам жизнь. Несмотря на дождевики, одежда быстро промокла, на ветру было довольно холодно. Комфортнее всех чувствовал себя Слава, предусмотрительно взявший с собой рыбацкий комбинезон. Экипировка была, пожалуй, самым слабым нашим местом.
 
 
В первый день Вижай не давал расслабляться ни на минуту. С обоих берегов над водой нависали упавшие деревья – «расчески». Стоило чуть зазеваться, и цепкие ветки вмиг могли смахнуть невнимательных гребцов с катамарана. Падение в ледяную воду – это еще половина проблемы. Выбраться оттуда очень сложно. Скорость течения достигала 8 км/ч, а найти место для швартовки к берегу из-за обилия зарослей было довольно трудно. Однако опасности миновали нас, и за все три дня пути никто за борт не упал.
 
 
Щи да каша…
Кормить такую ораву туристов из одного котла довольно проблематично – слишком большой котел нужен. Поэтому участников сплава разделили на три подгруппы, каждой из которых были выданы продукты и кашеварные принадлежности. Мы по неопытности этих тонкостей не знали, поэтому наш запас провианта ехал на борту следовавшего за нами катамарана.
 
 
Первый привал решили сделать спустя несколько часов пути, на правом берегу Вижая. В том месте посреди реки был небольшой остров, и команда с нашим запасом продовольствия проскочила мимо по соседней протоке. Искать и догонять их смысла не было, и кое-как разведя костер под проливным дождем, мы принялись сушиться и утолять голод еще сохранившимися домашними бутербродами. Несмотря на неудобства, настроение этот инцидент не испортил. Уже на следующей стоянке мы пополнили свои запасы продовольствия и больше не зависели от соседей.
 
 
Организаторы сплава сумели подобрать довольно интересный и питательный набор продуктов. Тушенка, сгущенка, конфеты и даже оливки для гурманов. На привалах варили супы да каши. Вообще, отправляясь в сплав, не стоит себя в чем-то ограничивать. В отличие от пешего похода, тащить на себе лишние килограммы не придется.
 
Быт или не быт
На ночевку мы останавливались дважды. Первый раз еще на Вижае, посреди глухого леса, а второй – в месте его слияния с Вильвой, рядом с автомобильным мостом, по которому проходит дорога Скальный - Гремячинск. Обе ночи были достаточно холодными, мокрые вещи удавалось просушить только у костров. Поэтому в сплаве неплохо иметь с собой сменную одежду и не забывать упаковывать ее в непромокаемые пакеты.
 
 
С дровами проблем не было, по берегам полно сухостоя. Однако для облегчения процесса заготовки дров не мешает иметь с собой пилу. Ну а топор вообще обязательно надо иметь на каждом корабле.
 
Для спасения палаток от проливного дождя нам здорово пригодились большие куски полиэтилена. Благо, стоит и весит он немного, зато применений ему в речном путешествии найдется предостаточно.
 
Не будет лишним в водном вояже и крем от загара. Солнце отражается от поверхности воды, и поэтому даже широкополые панамы не могут защитить лицо от солнечных ожогов. Нам хватило одного солнечного дня, чтобы стать краснолицыми. 
 
Просвет и финиш
На третий день ясное небо позволило наконец-то поднять глаза и осмотреть окрестности. Река петляет между высоких скалистых стен, обильно поросших лесом. В некоторых скалах видны пещеры.
 
 
Много деревьев погрызены бобрами. С первого взгляда непонятно, зачем этим плотинным строителям валить одиноко стоящие на берегу деревья. Даже упав, они никакой запруды в таком бурном потоке создать не могут. Но инстинкты, видимо, берут свое.
 
На одном из привалов обнаружили целое поле подснежников. Сергей и Оксана решили взобраться на высокую скалу, чтобы осмотреть окрестности. Вернувшись через некоторое время, с легкой ноткой страха рассказали, как наткнулись на орлиное гнездо. Крылатая мамаша была незваным гостям совсем не рада и чуть было не устроила им разнос.
 
 
Близился к концу третий день и неумолимо приближался финиш нашего путешествия. По берегам появились постройки – мы въехали в город Чусовой. Сразу за железнодорожным мостом нас ждал грузовик. Погрузив в него снаряжение, мы пешком протопали до центра города, где нас поджидал автобус домой.
 
 
Постскриптум
Это может показаться странным, но прошедшие выходные стали для нас, наверно, одними из лучших в жизни, несмотря на холод и сырые ноги. И та походная каша была, пожалуй, вкуснейшим блюдом на свете. И красивее уральских гор и рек ничего на свете нет. И побеждать ради этой красоты стоило.
 
Фоторепортаж со сплава размещен здесь и здесь
 
Сергей ФЕДОРОВ.
Фото автора и Оксаны Девяткиной.